Задачи воспитания и обучения детей от 2 до 3 лет
Образовательная область |
Задачи |
Содержание |
|
Социально-коммуникативное развитие |
• поддерживать эмоционально-положительное
состояние детей в период адаптации к ДОО; • развивать игровой опыт ребёнка, помогая детям
отражать в игре представления об окружающей действительности; • поддерживать доброжелательные взаимоотношения
детей, развивать эмоциональную отзывчивость в ходе привлечения к конкретным
действиям помощи, заботы, участия; • формировать элементарные представления о людях
(взрослые, дети), их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко
выраженных эмоциональных состояниях (радость, грусть), о семье и ДОО; • формировать первичные представления ребёнка о
себе, о своем возрасте, поле, о родителях (законных представителях) и близких
членах семьи. |
• Педагог поддерживает желание детей познакомиться
со сверстником, узнать его имя, используя приемы поощрения и одобрения.
Оказывает помощь детям в определении особенностей внешнего вида мальчиков и
девочек, их одежды, причесок, предпочитаемых игрушек, задает детям вопросы
уточняющего или проблемного характера, объясняет отличительные признаки
взрослых и детей, используя наглядный материал и повседневные жизненные
ситуации. Показывает и называет ребёнку основные части тела и лица человека,
его действия. Поддерживает желание ребёнка называть и различать основные
действия взрослых. • Педагог знакомит детей с основными эмоциями и
чувствами человека, обозначает их словом, демонстрирует их проявление
мимикой, жестами, интонацией голоса. Предлагает детям повторить слова,
обозначающие эмоциональное состояние человека, предлагает детям задания,
помогающие закрепить представление об эмоциях, в том числе их узнавание на
картинках. • Педагог рассматривает вместе с детьми картинки
с изображением семьи: детей, родителей (законных представителей). Поощряет стремление
детей узнавать членов семьи, называть их, рассказывает детям о том, как члены
семьи могут заботиться друг о друге. • Педагог поддерживает желание детей познавать
пространство своей группы, узнавать вход в группу, её расположение на этаже,
педагогов, которые работают с детьми. Рассматривает с детьми пространство
группы, назначение каждого помещения, его наполнение, помогает детям
ориентироваться в пространстве группы. • Педагог поддерживает стремление детей выполнять
элементарные правила поведения («можно», «нельзя»). Личным показом
демонстрирует правила общения: здоровается, прощается, говорит «спасибо»,
«пожалуйста», напоминает детям о важности использования данных слов в
процессе общения со взрослыми и сверстниками, поощряет инициативу и самостоятельность
ребёнка при использовании «вежливых слов». • Педагог использует приемы общения, позволяющие
детям проявлять внимание к его словам и указаниям, поддерживает желание
ребёнка выполнять указания взрослого, действовать по его примеру и показу. • Педагог организует детей на участие в
подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх, поощряет их активность и
инициативность в ходе участия в играх. • Педагог формирует представление детей о простых
предметах своей одежды, обозначает словами каждый предмет одежды,
рассказывает детям о назначении предметов одежды, способах их использования
(надевание колготок, футболок и тому подобное). |
|
Решение
совокупных задач воспитания в рамках образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к
ценностям «Родина», «Природа»,
«Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба»,
«Сотрудничество», «Труд». Это
предполагает решение задач нескольких направлений воспитания: •
воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту, родному краю,
своей стране; •
воспитание уважительного отношения к другим людям - детям и взрослым
(родителям (законным представителям), педагогам, соседям и другим), вне
зависимости от их этнической и национальной принадлежности; •
воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к
нравственным и культурным традициям России; •
содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о
добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи; •
воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию,
общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной
личностной позиции; •
создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально
значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы; •
поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; •
формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего
труда и труда других людей. |
|||
Познавательное развитие |
1) развивать разные виды восприятия:
зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного; 2) развивать наглядно-действенное
мышление в процессе решения познавательных практических задач; 3) совершенствовать обследовательские
действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов,
поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству,
использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы; 4) формировать у детей простейшие
представления о геометрических фигурах, величине и количестве предметов на
основе чувственного познания; 5) развивать первоначальные
представления о себе и близких людях, эмоционально-положительное отношение к
членам семьи и людям ближайшего окружения, о деятельности взрослых; 6) расширять представления о населенном
пункте, в котором живет ребёнок, его достопримечательностях, эмоционально
откликаться на праздничное убранство дома, ДОО; 7) организовывать взаимодействие и
знакомить с животными и растениями ближайшего окружения, их названиями,
строением и отличительными особенностями, некоторыми объектами неживой
природы; 8) развивать способность наблюдать за
явлениями природы, воспитывать бережное отношение к животным и растениям. |
1) Сенсорные эталоны и познавательные
действия: •
педагог демонстрирует детям и включает их в деятельность на сравнение
предметов и определение их сходства-различия, на подбор и группировку по
заданному образцу (по цвету, форме, величине). Побуждает и поощряет освоение
простейших действий, основанных на перестановке предметов, изменении способа
их расположения, количества; на действия переливания, пересыпания. Проводит
игры- занятия с использованием предметов-орудий: сачков, черпачков для
выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шариков, плавающих
игрушек, палочек со свисающим на веревке магнитом для «ловли» на нее
небольших предметов. Организует действия с игрушками, имитирующими орудия
труда (заколачивание молоточком втулочек в верстачок, сборка каталок с
помощью деревянных или пластмассовых винтов) и тому подобное, создает
ситуации для использования детьми предметов-орудий в самостоятельной игровой
и бытовой деятельности с целью решения практических задач; •
педагог поощряет действия детей с предметами, при ориентации на 2-3 свойства
одновременно; собирание одноцветных, а затем и разноцветных пирамидок из 4-5
и более колец, располагая их по убывающей величине; различных по форме и
цвету башенок из 2-3 геометрических форм-вкладышей; разбирание и собирание
трехместной матрешки с совмещением рисунка на её частях, закрепляя понимание
детьми слов, обозначающих различный размер предметов, их цвет и форму. В ходе
проведения с детьми дидактических упражнений и игр-занятий формирует
обобщенные способы обследования формы предметов - ощупывание, рассматривание,
сравнение, сопоставление; продолжает поощрять появление настойчивости в
достижении результата познавательных действий. 2) Математические
представления: педагог
подводит детей к освоению простейших умений в различении формы окружающих
предметов, используя предэталоные представления о шаре, кубе, круге,
квадрате; подборе предметов и геометрических фигур по образцу, различению и
сравниванию предметов по величине, выбору среди двух предметов при условии
резких различий: большой и маленький, длинный и короткий, высокий и низкий.
Поддерживает интерес детей к количественной стороне различных групп предметов
(много и много, много и мало, много и один) предметов. 3) Окружающий
мир: педагог
расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит их с явлениями
общественной жизни, с деятельностью взрослых (повар варит кашу, шофер водит
машину, доктор лечит); развивает представления о себе (о своем имени, именах
близких родственников), о внешнем облике человека, о его физических
особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице - глаза, нос,
рот и так далее);о его физических и эмоциональных состояниях (проголодался -
насытился, устал - отдохнул; намочил - вытер; заплакал - засмеялся и так далее);
о деятельности близких ребёнку людей («Мама моет пол»; «Бабушка вяжет
носочки»; «Сестра рисует»; «Дедушка читает газету»; «Брат строит гараж»;
«Папа работает за компьютером» и тому подобное);о предметах, действиях с ними
и их назначении: предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда),
игрушки, орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и так далее). 4) Природа: в
процессе ознакомления с природой педагог организует взаимодействие и
направляет внимание детей на объекты живой и неживой природы, явления
природы, которые доступны для непосредственного восприятия. Формирует
представления о домашних и диких животных и их детенышах (особенности
внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения), о растениях
ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и другие), их характерных
признаках (цвет, строение, поверхность, вкус), привлекает внимание и поддерживает
интерес к объектам неживой природы (солнце, небо, облака, песок, вода), к
некоторым явлениям природы (снег, дождь, радуга, ветер), поощряет бережное
отношение к животным и растениям. |
|
Решение
совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное
развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает: •
воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования
для человека, общества, страны; •
приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям
родной страны, к культурному наследию народов России; •
воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо
от их этнической принадлежности; •
воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу,
гербу, гимну); •
воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края,
родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы. |
|||
Речевое развитие |
1) Формирование словаря: |
||
развивать
понимание речи и активизировать словарь. Формировать у детей умение по
словесному указанию педагога находить предметы, различать их местоположение,
имитировать действия людей и движения животных. Обогащать словарь детей
существительными, глаголами, прилагательными, наречиями и формировать умение
использовать данные слова в речи. |
педагог
развивает понимание речи и активизирует словарь, формирует умение по
словесному указанию находить предметы по цвету, размеру («Принеси красный
кубик»), различать их местоположение, имитировать действия людей и движения
животных; активизирует словарь детей: существительными, обозначающими
названия транспортных средств, частей автомобиля, растений, фруктов, овощей,
домашних животных и их детенышей; глаголами, обозначающими трудовые действия
(мыть, стирать), взаимоотношения (помочь); прилагательными, обозначающими
величину, цвет, вкус предметов; наречиями (сейчас, далеко). Педагог
закрепляет у детей названия предметов и действий с предметами, некоторых
особенностей предметов; названия некоторых трудовых действий и собственных
действий; имена близких людей, имена детей группы; обозначения личностных
качеств, особенностей внешности окружающих ребёнка взрослых и сверстников. |
||
2) Звуковая
культура речи: |
|||
упражнять
детей в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний,
отельных слов. Формировать правильное произношение звукоподражательных слов в
разном темпе, с разной силой голоса. |
педагог
формирует у детей умение говорить внятно, не торопясь, правильно произносить
гласные и согласные звуки. В звукопроизношении для детей характерно
физиологическое смягчение практически всех согласных звуков. В
словопроизношении ребёнок пытается произнести все слова, которые необходимы
для выражения его мысли. Педагог поощряет детей использовать разные по
сложности слова, воспроизводить ритм слова, формирует умение детей не пропускать
слоги в словах, выражать свое отношение к предмету разговора при помощи
разнообразных вербальных и невербальных средств. У детей проявляется
эмоциональная непроизвольная выразительность речи. |
||
3) Грамматический
строй речи: |
|||
формировать
у детей умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами,
составлять фразы из 3-4 слов. |
педагог
помогает детям овладеть умением правильно использовать большинство основных
грамматических категорий: окончаний существительных;
уменьшительно-ласкательных суффиксов; поощряет словотворчество, формирует
умение детей выражать свои мысли посредством трех-, четырехсловных
предложений. |
||
4) Связная
речь: |
|||
продолжать
развивать у детей умения понимать речь педагога, отвечать на вопросы;
рассказывать об окружающем в 2-4 предложениях. |
•
педагог формирует у детей умения рассказывать в 2-4 предложениях обизображении
на картинке, об увиденном на прогулке,учит активно включаться в речевое
взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с
опорой и без опоры на наглядность; побуждает детей проявлять интерес к
общению со взрослыми и сверстниками, вступать в контакт с окружающими,
выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и
элементарные этикетные формулы общения, реагировать на обращение с
использованием доступных речевых средств, отвечать на вопросы педагога с
использованием фразовой речи или формы простого предложения, относить к себе
речь педагога, обращенную к группе детей, понимать её содержание; •
педагог развивает у детей умение использовать инициативную разговорную речь,
как средство общения и познания окружающего мира, употреблять в речи
предложения разных типов, отражающие связи и зависимости объектов. |
||
5) Интерес
к художественной литературе: |
|||
•
формировать у детей умение воспринимать небольшие по объему потешки, сказки и
рассказы с наглядным сопровождением (и без него); •
побуждать договаривать и произносить четверостишия уже известных ребёнку
стихов и песенок, воспроизводить игровые действия, движения персонажей; •
поощрять отклик на ритм и мелодичность стихотворений, потешек; формировать
умение в процессе чтения произведения повторять звуковые жесты; •
развивать умение произносить звукоподражания, связанные с содержанием
литературного материала (мяу-мяу, тик-так, баю-бай, ква-ква и тому подобное),
•отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений; •
побуждать рассматривать книги и иллюстрации вместе с педагогом и
самостоятельно; •
развивать восприятие вопросительных и восклицательных интонаций
художественного произведения. |
Примерный перечень художественной
литературы |
||
• Малые формы фольклора.«Абаиньки-баиньки»,
«Бежала лесочком лиса с кузовочком...», «Большие ноги», «Водичка, водичка»,
«Вот и люди спят», «Дождик, дождик, полно лить...», «Заяц Егорка...», «Идет
коза рогатая», «Из-за леса, из-за гор...», «Катя, Катя...»,
«Кисонька-мурысонька...», «Наша Маша маленька...», «Наши уточки с утра»,
«Огуречик, огуречик...», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»,
«Поехали, поехали», «Пошел котик на Торжок...», «Тили-бом!...», «Уж ты,
радуга-дуга», «Улитка, улитка...», «Чики, чики, кички...». • Русские народные сказки.«Заюшкина
избушка» (обраб. О. Капицы), «Как коза избушку построила» (обраб. М.А.
Булатова), «Кот, петух и лиса» (обраб. М. Боголюбской), «Лиса и заяц» (обраб.
В. Даля), «Маша и медведь» (обраб. М.А. Булатова), «Снегурушка и лиса»
(обраб. А.Н. Толстого). • Фольклор народов мира. «В гостях у
королевы», «Разговор», англ. нар.песенки (пер. и обраб. С. Маршака); «Ой ты заюшка-пострел...»,
пер. с молд.И. Токмаковой; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова, «Три веселых
братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И.
Токмаковой; «У солнышка в гостях», словацк. нар.сказка (пер. и обраб. С.
Могилевской и Л. Зориной). • Произведения поэтов и писателей России. ü
Поэзия.Аким Я.Л.
«Мама»; Александрова З.Н. «Гули-гули», «Арбуз»; Барто А., Барто П.
«Девочка-рёвушка»; Берестов В.Д. «Веселое лето», «Мишка, мишка, лежебока»,
«Котенок», «Воробушки»; Введенский А.И. «Мышка»; Лагздынь Г.Р. «Петушок»;
Лермонтов М.Ю. «Спи, младенец...» (из стихотворения «Казачья колыбельная»);
Маршак С.Я. «Сказка о глупом мышонке»; Мошковская Э.Э. «Приказ» (в сокр.),
«Мчится поезд»;Пикулева Н.В. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»;
Плещеев А.Н. «Травка зеленеет...»; Саконская Н.П. «Где мой пальчик?»; Сапгир
Г.В. «Кошка»; Хармс Д.И. «Кораблик»; Чуковский К.И. «Путаница». ü
Проза.Бианки В.В.
«Лис и мышонок»; Калинина Н.Д. «В лесу» (из книги «Летом»), «Про жука», «Как
Саша и Алеша пришли в детский сад» (1-2 рассказа по выбору); Павлова Н.М.
«Земляничка»; Симбирская Ю.С. «По тропинке, по дорожке»; Сутеев В.Г. «Кто
сказал «мяу?», «Под грибом»; Тайц Я.М. «Кубик на кубик», «Впереди всех»,
«Волк» (рассказы по выбору); Толстой J1.H. «Три медведя», «Косточка»;
Ушинский К.Д. «Васька», «Петушок с семьей», «Уточки» (рассказы по выбору);
Чарушин Е.И. «В лесу» (1-3 рассказа по выбору), «Волчишко»; Чуковский К.И.
«Мойдодыр». • Произведения поэтов и писателей разных стран.Биссет Д.
«Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Дональдсон Д. «Мишка-почтальон»,
пер. М. Бородицкой; Капутикян С.Б. «Все спят», «Маша обедает», пер. с арм. Т.
Спендиаровой; Остервальдер М. «Приключения маленького Бобо. Истории в
картинках для самых маленьких», пер. Т. Зборовская; Эрик К. «Очень голодная
гусеница». |
|||
Решение
совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое
развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает: •
владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и
нормы культурного поведения; •
воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту
языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке). |
|||
Художественно-эстетическое развитие |
1) приобщение
к искусству: |
||
•
развивать у детей художественное восприятие (смотреть, слушать и испытывать
радость) в процессе ознакомления с произведениями музыкального,
изобразительного искусства, природой; •
интерес, внимание, любознательность, стремление к эмоциональному отклику
детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов и явлений
окружающей действительности; •
развивать отзывчивость на доступное понимание произведений искусства, интерес
к музыке (в процессе прослушивания классической и народной музыки),
изобразительному искусству (в процессе рассматривания и восприятия красоты
иллюстраций, рисунков, изделии декоративно-прикладного искусства); •
познакомить детей с народными игрушками (дымковской, богородской, матрешкой и
другими); •
поддерживать интерес к малым формам фольклора (пестушки, заклички,
прибаутки); •
поддерживать стремление детей выражать свои чувства и впечатления на основе
эмоционально содержательного восприятия доступных для понимания произведений
искусства или наблюдений за природными явлениями; |
Педагог
развивает у детей художественное восприятие; воспитывает эмоциональную
отзывчивость на доступные пониманию детей произведения изобразительного
искусства. Знакомит с народными игрушками: дымковской, богородской,
матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.
Педагог обращает внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и так
далее), их форму, цветовое оформление. Педагог воспитывает интерес к природе
и отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной и
музыкальной деятельности. |
||
Примерный
перечень произведений изобразительного искусства. Иллюстрации к
книгам: В.Г.
Сутеев «Кораблик», «Кто сказал мяу?», «Цыпленок и Утенок»; Ю.А. Васнецов к
книге «Колобок», «Теремок». |
|||
2) изобразительная
деятельность: |
|||
•
воспитывать интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке)
совместно со взрослым и самостоятельно; •
развивать положительные эмоции на предложение нарисовать, слепить; •
научить правильно держать карандаш, кисть; •
развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предмета
разной формы, цвета (начиная с контрастных цветов); •
включать движение рук по предмету при знакомстве с его формой; познакомить со
свойствами глины, пластилина, пластической массы; развивать эмоциональный
отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов в
процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта,
произведений искусства; |
1) Рисование: •
педагог продолжает развивать у детей художественное восприятие; способствует
обогащению их сенсорного опыта путем выделения формы предметов, обведения их
по контуру поочередно то одной, то другой рукой; побуждает, поощряет и
подводит детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу
выбора; •
педагог обращает внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер)
оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша
(фломастером, ворсом кисти); учит следить за движением карандаша по бумаге; •
педагог привлекает внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным
линиям, конфигурациям; побуждает задумываться над тем, что они нарисовали, на
что это похоже; вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети
нарисовали сами; педагог побуждает детей к дополнению нарисованного
изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее
получившихся штрихов, линий, пятен, форм; •
педагог развивает у детей эстетическое восприятие окружающих предметов; учит
детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их;
рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные,
наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам,
дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и другим; подводит детей к рисованию
предметов округлой формы; •
при рисовании педагог формирует у ребёнка правильную позу (сидеть свободно,
не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист
бумаги, на котором рисует малыш; педагог учит держать карандаш и кисть свободно:
карандаш - тремя пальцами выше отточенного конца, кисть - чуть выше железного
наконечника; набирать краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку,
снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки. 2) Лепка: педагог
поощряет у детей интерес к лепке; знакомит с пластическими материалами:
глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине); учит
аккуратно пользоваться материалами; педагог учит детей отламывать комочки
глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между
ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг
к другу (колечко, бараночка, колесо и так далее); педагог учит раскатывать
комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой
формы (шарик, яблоко, ягода и другие), сплющивать комочек между ладонями
(лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине
сплющенного комочка (миска, блюдце). Педагог учит соединять две вылепленные
формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика
(неваляшка) и тому подобное. Педагог приучает детей класть глину и
вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную
клеенку. |
||
3) конструктивная
деятельность: |
|||
•
знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина,
цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости; •
развивать интерес к конструктивной деятельности, поддерживать желание детей
строить самостоятельно; |
В
процессе игры с настольным и напольным строительным материалом педагог
продолжает знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма,
пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
Педагог продолжает формировать умение у детей сооружать элементарные постройки
по образцу, поддерживает желание строить что-то самостоятельно; способствует
пониманию пространственных соотношений. Педагог учит детей пользоваться
дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек
(маленькие машинки для маленьких гаражей и тому подобное). По окончании игры
приучает убирать все на место. Знакомит детей с простейшими пластмассовыми
конструкторами. Учит совместно с взрослым конструировать башенки, домики,
машины. В летнее время педагог развивает интерес у детей к строительным играм
с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и тому
подобное). |
||
4) музыкальная
деятельность: |
|||
•
воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять
простейшие танцевальные движения; •
приобщать к восприятию музыки, соблюдая первоначальные правила: не мешать
соседу вслушиваться в музыкальное произведение и эмоционально на него
реагировать; |
1) Слушание: |
||
педагог
учит детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы
разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать
на содержание; учит детей различать звуки по высоте (высокое и низкое
звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона). |
Примерный
перечень музыкальных произведений. •
Слушание.«Наша погремушка», муз. И.
Арсеева, сл. И. Черницкой; «Весною», «Осенью», муз. С. Майкапара; «Цветики»,
муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е.
Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Кошечка» (к игре «Кошка и котята»), муз. В.
Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус, нар.мелодия, обраб. С.
Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской;
«Полянка», рус.нар. мелодия, обраб. Г. Фрида; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл.
С. Прокофьевой. • Рассказы с
музыкальными иллюстрациями. «Птички», муз. Г. Фрида; «Праздничная
прогулка», муз. А. Александрова. |
||
2) Пение: |
|||
педагог
вызывает активность детей при подпевании и пении; развивает умение подпевать
фразы в песне (совместно с педагогом); поощряет сольное пение. |
Примерный
перечень музыкальных произведений. • Пение. «Баю»
(колыбельная), муз. М. Раухвергера; «Белые гуси», муз. М. Красева, сл. М.
Клоковой; «Дождик», рус.нар. мелодия, обраб. В. Фере; «Елочка», муз. Е.
Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой;
«Ладушки», рус.нар. мелодия; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто;
«Собачка», муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз. А.
Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл. И.
Черницкой. • Игры с
пением. «Игра
с мишкой», муз. Г. Финаровского; «Кто у нас хороший?», рус.нар. песня. |
||
4) Музыкально-ритмические движения: |
|||
педагог
развивает у детей эмоциональность и образность восприятия музыки через
движения; продолжает формировать у детей способность воспринимать и
воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой,
полуприседать, совершать повороты кистей рук и так далее); учит детей
начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием; передавать
образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет); педагог
совершенствует умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко
поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу,
врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания
песни. |
Примерный
перечень музыкальных произведений. •
Музыкально-ритмические движения. «Дождик», муз.и сл. Е. Макшанцевой;
«Воробушки», «Погремушка, попляши», «Колокольчик», «Погуляем», муз. И.
Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н.
Френкель. • Музыкальные
забавы. «Из-за
леса, из-за гор», Т. Казакова; «Котик и козлик», муз. Ц. Кюи. •
Инсценирование песен. «Кошка и котенок», муз. М. Красева, сл. О.
Высотской; «Неваляшки», муз. 3. Левиной; Компанейца. |
||
5) театрализованная
деятельность: |
|||
•
пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с
персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым
(бабушка приглашает на деревенский двор); •
побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой
природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово
(в произведениях малых фольклорных форм); •
способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с
персонажами-игрушками; •
развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев,
адекватно реагировать на них; •
способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев; •
создавать условия для систематического восприятия театрализованных
выступлений педагогического театра (взрослых). |
Педагог
пробуждает интерес детей к театрализованной игре, создает условия для её
проведения. Формирует умение следить за развитием действия в играх-драматизациях
и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей. Педагог
учит детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают,
козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой,
позой, жестом, движением). Знакомит детей с приемами вождения настольных
кукол. Учит сопровождать движения простой песенкой. Педагог поощряет у детей
желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и так далее) и
атрибутами как внешними символами роли. |
||
6) культурно-досуговая деятельность: |
|||
•
создавать эмоционально-положительный климат в группе и ДОО, обеспечение у
детей чувства комфортности, уюта и защищенности; формировать умение
самостоятельной работы детей с художественными материалами; •
привлекать детей к посильному участию в играх, театрализованных
представлениях, забавах, развлечениях и праздниках; •
развивать умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно
реагировать на них; •
формировать навык перевоплощения детей в образы сказочных героев. |
Педагог
создает эмоционально-положительный климат в группе и ДОО для обеспечения у
детей чувства комфортности, уюта и защищенности; формирует у детей умение
самостоятельной работы детей с художественными материалами. Привлекает детей
к посильному участию в играх с пением, театрализованных представлениях
(кукольный театр; инсценирование русских народных сказок), забавах,
развлечениях (тематических, спортивных) и праздниках. Развивает умение
следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на
них. Формирует навык перевоплощения детей в образы сказочных героев. |
||
Решение
совокупных задач воспитания в рамках образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» направлено на приобщение детей к
ценностям «Культура» и «Красота»,
что предполагает: •
воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным
объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социального), к
произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с
возрастными особенностями); •
приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа,
шедеврам мировой художественной культуры; •
становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира ребёнка; •
создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в
разных видах художественно-творческой деятельности; •
формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и
эмоционально-образного способов его освоения детьми; •
создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала
каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к
творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и
взрослыми). |
|||
Физическое развитие |
•
обогащать двигательный опыт детей, помогая осваивать упражнения основной
гимнастики: основные движения (бросание, катание, ловля, ползанье, лазанье,
ходьба, бег, прыжки), общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения; •
развивать психофизические качества, равновесие и ориентировку в пространстве; •
поддерживать у детей желание играть в подвижные игры вместе с педагогом в
небольших подгруппах; •
формировать интерес и положительное отношение к выполнению физических
упражнений, совместным двигательным действиям; •
укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, формировать
культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобщая к
здоровому образу жизни. |
Педагог
формирует умение выполнять основные движения, общеразвивающие и
музыкально-ритмические упражнения в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные
игры, индивидуальная работа по развитию движений и другое), развивает
психофизические качества, координацию, равновесие и ориентировку в
пространстве. Педагог побуждает детей совместно играть в подвижные игры,
действовать согласованно, реагировать на сигнал. Оптимизирует двигательную
деятельность, предупреждая утомление, осуществляет помощь и страховку,
поощряет стремление ребёнка соблюдать правила личной гигиены и проявлять
культурно-гигиенические навыки. 1) Основная гимнастика (основные
движения, общеразвивающие и строевые упражнения). • Основные
движения: •
бросание, катание, ловля: скатывание мяча по наклонной доске; прокатывание
мяча педагогу и друг другу двумя руками стоя и сидя (расстояние 50-100 см),
под дугу, в воротца; остановка катящегося мяча; передача мячей друг другу
стоя; бросание мяча от груди двумя руками, снизу, из-за головы; бросание
предмета в горизонтальную цель и вдаль с расстояния 100-125 см двумя и одной
рукой; перебрасывание мяча через сетку, натянутую на уровне роста ребёнка с
расстояния 1-1,5 м; ловля мяча, брошенного педагогом с расстояния до 1 м; •
ползание и лазанье: ползание на животе, на четвереньках до погремушки
(флажка) 3-4 м (взяв её, встать, выпрямиться), по доске, лежащей на полу, по
наклонной доске, приподнятой одним концом на 20-30 см; по гимнастической
скамейке; проползание под дугой (30-40 см); влезание на лесенку-стремянку и
спуск с нее произвольным способом; •
ходьба: ходьба стайкой за педагогом с перешагиванием через линии, палки,
кубы; на носках; с переходом на бег; на месте, приставным шагом вперед, в
сторону, назад; с предметами в руке (флажок, платочек, ленточка и другие);
врассыпную и в заданном направлении; между предметами; по кругу по одному и
парами, взявшись за руки; •
бег: бег стайкой за педагогом, в заданном направлении и в разных
направлениях; между линиями (расстояние между линиями 40-30 см); за катящимся
мячом; с переходом на ходьбу и обратно; непрерывный в течение 20-30-40
секунд; медленный бег на расстояние 40-80 м; •
прыжки: прыжки на двух ногах на месте (10-15 раз); с продвижением вперед,
через 1-2 параллельные линии (расстояние 10-20 см); в длину с места как можно
дальше, через 2 параллельные линии (20-30 см); вверх, касаясь предмета,
находящегося выше поднятых рук ребёнка на 10-15 см; •
упражнения в равновесии: ходьба по дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м); по
наклонной доске, приподнятой одним концом на 20 см; по гимнастической
скамейке; перешагивание линий и предметов (высота 10-15 см); ходьба по
извилистой дорожке (2-3 м), между линиями; подъем без помощи рук на скамейку,
удерживая равновесие с положением рук в стороны; кружение на месте. В
процессе обучения основным движениям педагог побуждает детей действовать
сообща, двигаться не наталкиваясь друг на друга, придерживаться определенного
направления движения, предлагает разнообразные упражнения. • Общеразвивающие
упражнения: •
упражнения для кистей рук, развития и укрепления плечевого пояса: поднимание
рук вперед, вверх, разведение в стороны, отведение назад, за спину, сгибание
и разгибание, выполнение хлопков руками перед собой, над головой; махи руками
вверх-вниз, вперед-назад; •
упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника:
повороты вправо-влево, с передачей предмета сидящему рядом ребёнку, наклоны
вперед из исходного положения стоя и сидя; одновременное сгибание и разгибание
ног из исходного положения сидя и лежа, поочередное поднимание рук и ног из
исходного положения лежа на спине; •
упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и гибкости
позвоночника: сгибание и разгибание ног, держась за опору, приседание,
потягивание с подниманием на носки и другое; •
музыкально-ритмические упражнения, разученные на музыкальном занятии,
включаются в содержание подвижных игр и игровых упражнений; педагог
показывает детям и выполняет вместе с ними: хлопки в ладоши под музыку,
хлопки с одновременным притопыванием, приседание «пружинка», приставные шаги
вперед-назад, кружение на носочках, имитационные упражнения. Педагог
предлагает образец для подражания и выполняет вместе с детьми упражнения с
предметами: погремушками, платочками, малыми обручами, кубиками, флажками и
другое, в том числе, сидя на стуле или на скамейке. 2) Подвижные
игры:
педагог развивает и поддерживает у детей желание играть в подвижные игры с
простым содержанием, с текстом, с включением музыкально-ритмических
упражнений. Создает условия для развития выразительности движений в
имитационных упражнениях и сюжетных играх, помогает самостоятельно передавать
простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики, помахать
крылышками, как птичка, походить как лошадка, поклевать зернышки, как
цыплята, и тому подобное). 3) Формирование
основ здорового образа жизни: педагог формирует у детей полезные привычки и
элементарные культурно-гигиенические навыки при приеме пищи, уходе за собой
(самостоятельно и правильно мыть руки перед едой, после прогулки и посещения
туалета, чистить зубы, пользоваться предметами личной гигиены); поощряет
умения замечать нарушения правил гигиены, оценивать свой внешний вид,
приводить в порядок одежду; способствует формированию положительного
отношения к закаливающим и гигиеническим процедурам, выполнению физических
упражнений. |
|
Решение
совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое
развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает: •
воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и
здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия
человека; •
формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в области
физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни; становление
эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим
упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и
правилам; •
воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных
качеств; •
приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их
физического развития и саморазвития; •
формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о
здоровом образе жизни. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий